Администрация

СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

официальный портал органов власти

Версия для слабовидящих

Лучшие муниципальные практики Смоленской области

13.07.2016       Опыт работы муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области по объединению поселений

В состав муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области по состоянию на 1 января 2015 года входило 1 городское поселение и 11 сельских поселений.

Процесс объединения поселений проводился в соответствии с алгоритмом действий, разработанным Департаментом Смоленской области по внутренней политике, и затронул только сельские поселения: 11 сельских поселений объединились в 4.

Начальным этапом преобразования стало определение объективных факторов, обусловливающих необходимость объединения муниципальных образований Сычевского района, а именно:

- сокращение численности постоянного населения сельских поселений.  По состоянию на 1 января 2014 года из 11 сельских поселений 6 имели численность от 193 до 380 человек, 4 поселения – от 520 до 755 человек, и лишь 1 – 1258 человек. В связи с отсутствием на селе производственных и сельскохозяйственных предприятий (из 6 сельскохозяйственных предприятий 4 предприятия находились в стадии банкротства), низкой заработной платой (за 2014 год  средний размер заработной платы в сельском хозяйстве составил 9 503 рубля при среднемесячной заработной плате по району 18 475 рублей), ежегодно продолжался отток населения. За последние семь лет численность населения в сельской местности уменьшилась на 9,5%;

-  преимущественно низкий уровень собственных доходов поселений и значительные затраты на содержание органов местного самоуправления.

Имеющаяся доходная часть бюджетов сельских поселений не позволяла самостоятельно обеспечить решение вопросов местного значения, а в 4 сельских поселениях (Лукинское, Середское, Хлепенское и Бехтеевское) на протяжении 2012-2014 годов местными бюджетами были не обеспечены даже расходы на содержание органов местного самоуправления поселений, что потребовало дополнительной финансовой помощи из бюджета муниципального района;

- кадровая необеспеченность муниципальных образований (дефицит специалистов).

До объединения в администрациях сельских поселений в штате числилось 90 единиц, из них: муниципальных  служащих – 20,5 единиц; технических работников – 33,5 единицы; прочих работников – 36 единиц. Как правило, специалисты, замещающие данные должности, – это люди среднего и старшего возраста. Доля служащих в возрасте старше 40 лет составляла 72%; высшее образование –  у 18% работников, среднее образование – у 82%. В настоящее время число штатных единиц сократилось до 68, из них: муниципальных  служащих – 17, технических работников – 17,5 единиц; прочих работников – 33,5 единицы;

- проблема муниципального нормотворчества.

Сельским поселениям Сычевского района приходилось принимать однотипные муниципальные нормативные правовые акты, предписанные Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», число которых ежегодно увеличивается. В связи с этим местные бюджеты несли большую нагрузку по финансированию их официального опубликования.

Учитывая вышеизложенное, а также в целях разрешения проблемы сбалансированности местных бюджетов, оптимизации системы управления и вопросов обеспеченности муниципальных образований кадрами было принято решение по изменению территориального устройства местного самоуправления посредством объединения сельских поселений.

В сентябре 2014 года главами муниципальных образований сельских поселений были представлены в Сычевскую районную Думу предложения по объединению поселений, на основании которых в октябре 2014 года Сычевская районная Дума приняла решение об  инициировании вопроса относительно объединения поселений на территории района. В свою очередь, в октябре 2014 года Советы депутатов сельских поселений приняли нормативные акты:

- о назначении публичных слушаний по вопросу преобразования муниципальных образований путем объединения поселений;

- о поддержке инициативы об объединении поселений.

Как показывает практика, проведение публичных слушаний для получения согласия населения по вопросу изменения административно-территориального устройства – один из самых ответственных этапов процедуры объединения муниципальных образований Сычевского района. Населению необходимо было разъяснить положительные моменты укрупнения поселений.

В результате проведенной работы инициатива о преобразовании муниципальных образований Сычевского района была поддержана органами местного самоуправления всех преобразуемых поселений, согласие населения получено на публичных слушаниях и выражено решениями представительных органов каждого из объединяемых поселений.

Одновременно с этим заключались контракты на выполнение работ по описанию границ вновь образованных поселений, разрабатывались проекты областных законов:

- о преобразовании муниципальных образований путем объединения поселений;

- об установлении границ вновь образованных муниципальных образований.

В марте 2015 года Сычевской районной Думой были  приняты решения о внесении в Смоленскую областную Думу в качестве законодательной инициативы проектов областных законов, которые в последующем были приняты:

- областной закон от 28 мая 2015 года № 69-з «О преобразовании муниципальных образований Сычевского района Смоленской области, об установлении численности и срока полномочий депутатов представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований Сычевского района Смоленской области, а также порядка избрания, полномочий и срока полномочий первых глав вновь образованных муниципальных образований Сычвского района Смоленской области»;

- областной закон от 28 мая 2015 года №70-з «О внесении изменений в областной закон «О наделении статусом муниципального района муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области, об установлении границ муниципальных образований, территории которых входят в его состав, и наделении их соответствующим статусом».

В июне 2015 года после вступления в силу областных законов Территориальной избирательной комиссией были назначены выборы во вновь образованные муниципальные образования, которые состоялись в единый день голосования 13 сентября 2015 года и на которых были избраны депутаты вновь образованных муниципальных образований.

В результате оптимизации из 11 сельских поселений образовались 4, а именно:

1) Дугинское сельское поселение, к которому присоединилось Суторминское сельское поселение (численность жителей на 01.01.2016 – 1 238 человек);

2) Каравевское сельское поселение, к которому присоединились Бехтеевское, Середское и Вараксинское сельские поселения (численность жителей на 01.01.2016 – 1 587 человек);

3) Мальцевское сельское поселение, к которому присоединилось Лукинское сельское поселение (численность жителей на 01.01.2016 – 1 565 человек);

4) Никольское  сельское поселение, к которому присоединились Субботниковское и Хлепенское сельские поселения (численность жителей на 01.01.2016 – 1 089 человек).

Что явилось результатом процесса объединения поселений?

Объединение поселений повлекло увеличение размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселения, поступающей из областного бюджета и рассчитываемой, исходя из численности жителей поселения. Кроме того, консолидация средств бюджетов объединенных поселений позволит осуществлять более масштабные проекты по строительству, капитальному ремонту объектов жилищно-коммунальной сферы, участию в государственных программах.

Во вновь образованных поселениях появляется экономическая целесообразность создания предприятий жилищно-коммунального хозяйства, оказания услуг ритуального характера, выполнения работ по содержанию улично-дорожной сети и благоустройству территорий, что повлечет увеличение налоговых поступлений в бюджеты вновь образованных поселений.

Появляется возможность создавать инвестиционные площадки с целью привлечения инвесторов.

Создание вновь образованных муниципальных образований повлечет формирование новых органов местного самоуправления поселений. Наряду с сокращением расходов на содержание управленческого аппарата происходит увеличение денежного содержания работников органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований в связи с переходом вновь образованных поселений в более высокую группу по оплате труда, что способствует повышению уровня жизни в целом. Также процесс укрупнения поселений позволил сформировать наиболее квалифицированный состав представительных органов вновь образованных муниципальных образований.

Обслуживание населения присоединяемых поселений муниципальными видами услуг осталось на прежнем уровне, так как все имеющиеся объекты социальной сферы функционируют.

Кроме того, в целях предотвращения жалоб со стороны населения в каждом присоединяемом поселении работает по 1 специалисту администрации для осуществления каждодневной работы с населением (прием граждан, выдача справок и т.д.). Для решения более существенных вопросов должностные лица органов местного самоуправления будут осуществлять личный прием граждан на соответствующей присоединенной территории. Во всех присоединяемых поселениях сохраняются здания администраций и закрепленный транспорт в целях оперативного и эффективного решения вопросов местного значения.

Таким образом, в целях улучшения финансового состояния бюджетов поселений и устранения кадровой проблемы процесс объединения поселений необходим. Консолидация бюджетов присоединяемых поселений в бюджете вновь образованного поселения позволит более качественно осуществлять функции местного самоуправления, улучшит управляемость и мобильность местной власти внутри муниципального района при общем сокращении количества сельских поселений.


Электронные услуги
del

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!