Интервью вице-губернатора Ольги Васильевой

Заместитель Губернатора Ольга Васильева приняла участие в программе «Прямой разговор» на ГТРК «Смоленск». Отвечая на вопросы ведущего Александра Пияева, вице-губернатор рассказала о работе, проводимой администрацией области в социальной сфере региона.

– Ольга Николаевна, реализация Указов Президента России Владимира Путина – одно из основных направлений деятельности органов государственной власти. Как Вы оцениваете исполнение этих важнейших документов, затрагивающих буквально все сферы жизни смолян?

Указы, о которых идет речь, были приняты в мае 2012 года и касаются не только непосредственно субъектов. Есть полномочия Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъекта и в некоторых моментах органов местного самоуправления.

Интервью вице-губернатора Ольги Васильевой

04 февраля 2013

Заместитель Губернатора Ольга Васильева приняла участие в программе «Прямой разговор» на ГТРК «Смоленск». Отвечая на вопросы ведущего Александра Пияева, вице-губернатор рассказала о работе, проводимой администрацией области в социальной сфере региона.

– Ольга Николаевна, реализация Указов Президента России Владимира Путина – одно из основных направлений деятельности органов государственной власти. Как Вы оцениваете исполнение этих важнейших документов, затрагивающих буквально все сферы жизни смолян?

Указы, о которых идет речь, были приняты в мае 2012 года и касаются не только непосредственно субъектов. Есть полномочия Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъекта и в некоторых моментах органов местного самоуправления. Многие аспекты реализации Указов зависят от того, как совместно эффективно сработают все участники процесса. Потому что по некоторым Указам есть поручения Правительству и регионам, и во многих случаях для их реализации необходимо внесение изменений в федеральное законодательство.

Остановлюсь сейчас на моментах, касающихся непосредственно органов исполнительной власти субъектов и нашей работы с местным самоуправлением. Отмечу, что предстоящая работа будет начинаться не с нуля. Ряд поднимаемых вопросов социальной политики, сферы жилищно-коммунального хозяйства, общественного контроля, деятельности управляющих компаний не первый год стоят на повестке дня. Требуется систематизация этой работы, ее усиление.

Однако сейчас Указами четко поставлены сроки решения вопросов в сферах здравоохранения, образования. Речь идет о продолжении модернизации или совершенствовании тех направлений, реализация которых была начата ранее. Четко поставлены сроки по обеспечению местами в дошкольных учреждениях на территории всей страны: до 2016 года мы должны ликвидировать очередь детей от трех до семи лет. Это уже не желание и возможности субъекта, а четкая задача, для реализации которой мы сейчас должны максимально разработать свою «дорожную карту» – проанализировать наши возможности и наметить пути решения.

По заработной плате работников бюджетной сферы стоит задача довести ее до средней заработной платы в экономике региона, причем и эта задача не на усмотрение субъектов: как будем ее реализовывать, сколько «раскачиваться». Четко поставлены сроки – до 2018 года. Причем со стороны профильных министерств направлены конкретные цифры, каким образом по годам должна повышаться заработная плата. Могу сказать, что по многим параметрам мы не на нулевой точке отсчета, уже создан хороший задел для их реализации. Выполнение всех Указов, естественно, требует денежных затрат. Сегодня говорить, что мы хорошо обеспеченный средствами регион трудно. Поэтому в числе лидеров находятся те регионы, которые решали эти задачи, имея большие финансовые возможности. Мы же сегодня ощущаем недостаток финансовых средств. Главная задача, о которой говорит Губернатор Алексей Владимирович Островский, – мы должны работать над пополнением доходной части бюджета, для решения внутренних задач региона и, в первую очередь, на исполнение Указов Президента, касающихся всех сторон нашей жизни.

– Ольга Николаевна, на реализацию направлений, определенных Президентом, пойдут только областные средства или можно рассчитывать на федеральные?

– Так же, как Губернатор поставил задачу в регионе, так и Правительство говорит: помогать будут тем регионам, которые максимально выполнят все необходимые мероприятия, проанализируют свою работу и эффективно сработают на местах. Создавая план действий, мы анализируем, какой фундамент мы имеем, какова нормативно-правовая база, какие законы на территории субъекта работают в нужных направлениях, какие предложения по изменениям в федеральное законодательство необходимо срочно направить, что нового мы можем внести. Во многом позитивный результат зависит от четкости и полноты аналитической работы.

– Способны ли мы выполнить, например, установку по повышению зарплаты, конкретные цифры по годам?

Заработная плата в социальной защите – в среднем 6300 рублей. В системе общего образования после прошлогоднего увеличения в соответствии с Указами Президента она составляет в среднем чуть более 19 тысяч. Если говорить о медицинском персонале, то заработная плата составляет в среднем 16 тысяч. Что мы сегодня можем сделать? В областном бюджете мы предусмотрели повышение заработной платы бюджетникам в 2013 году. Повышение ожидается в октябре, причем подход дифференцированный. Есть рост на 13 процентов для работников социальной сферы, культуры, образования. Для такой специфической категории работников, как сотрудники психиатрической больницы, где несколько другие условия труда, предусматривается повышение на 20 процентов. Президент обращает внимание, что не должно быть «скачка» – заработная плата должна повышаться плавно и систематически. Поэтому мы сейчас, разрабатывая «дорожные карты», предусматриваем, каким образом мы можем изыскать финансы внутри наших департаментов, наших сфер деятельности. В первую очередь, оптимизация. Сегодня нужно внимательно посмотреть, насколько можно уйти от излишнего административного ресурса. Допустим, малокомплектная школа имеет и директора школы, и завуча школы. Можно ли, «прикрепить» маленькую школу к крупной, где будет один директор, который как руководитель может вполне эффективно работать с малокомплектной школой.

- Ольга Николаевна, хочу перебить. Вот подписан Федеральный закон «Об образовании», где говорится о том, что сельские школы теперь нельзя сокращать без учета мнения жителей. Мнение жителей в принципе понятно: ну кто будет за закрытие школ. В чем, на Ваш взгляд, здесь позиция? Где здесь выигрывают дети, если не закрывать эти школы?

- Вы знаете, жители должны понимать, с людьми надо разговаривать. Детям и родителям необходимо предлагать такую альтернативу, где они увидят явные плюсы получения образования. Должен быть осуществлен либо подвоз детей, либо дети должны находиться в интернатном учреждении при хорошей школе. И при этом ни в коем случае нельзя забывать о педагогах этой школы. Здесь надо в комплексе смотреть. Трудоустроить их, если эти педагоги сегодня имеют желание, и, в общем-то, должны зарабатывать деньги. И… сохранность здания. Если это муниципальное здание школы или учреждения используется не эффективно, то муниципальные власти должны не только заботиться о людях, но и подумать, как можно эффективно использовать это здание, чтобы не забросить его, через два-три года вспомнить, когда, извините, его и продать уже сложно. Вот я за такой подход к решению этого вопроса.

- Ольга Николаевна, а как будет решаться вопрос обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников интернатов жильем? У нас достаточно остро стоит эта проблема.

- Чтобы обеспечить жильем, это жилье нужно строить, потому что на сегодняшний день финансовые средства имеют целевое назначение – на приобретение жилья либо на первичном рынке, либо на вторичном рынке. Мы сегодня, к сожалению, имеем практику, когда есть судебное решение об обеспечении сироты жильем, а жилья на территории, где прописан этот человек, по месту регистрации (так диктует законодательство), просто нет. Сегодня необходимо рассматривать вопрос создания в соответствии с изменением в федеральном законодательстве (сегодня на областной думе мы как раз об этом говорили, приводили в соответствие областной закон) специализированного жилого фонда, из которого будет по договору социального найма таким людям предоставляться жилье, то есть это жилье нельзя будет впоследствии приватизировать, либо решать вопрос с привлечением инвесторов для строительства жилья эконом-класса. Этот подход требует комплексного решения, начиная от земли, которую мы можем предоставить инвесторам, прокладывание коммуникаций. Здесь комплексно такая задача поставлена, она решается не быстро и не сегодня, но работа в этом направлении уже начата. На сегодняшний день максимально стараемся решать эту проблему. Мы не имеем права эту задачу не решить.

- А ребенок может получить жилье не в том районе, откуда его забирали в интернат?

- Если жилье за ним было закреплено, то в данном случае по месту регистрации. Или по решению суда: если человек не проживает в данной местности, здесь нет жилья, он постоянно проживает где-то в другом месте на протяжении долгих лет.

- Обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан. В прошлом году Губернатор Алексей Островский взял эту проблему под свой контроль, и каким-то образом проблема была решена. А с начала этого года проблема опять обострилась. Вот в чем проблема?

- Из областного бюджета было выделено ровно столько средств, сколько нужно было для того, чтобы закрыть проблему с лекарственным обеспечением населения, несмотря на все сложности бюджета.

Мы сегодня ушли от единственного поставщика льготных препаратов, единственной сети, которая занималась и отпуском лекарственных препаратов «Смоленск-Фармация». Создаем новую сеть. В этой работе участвуют не только наши областные бюджетные учреждения, но и частные фирмы, и поэтому у нас сегодня есть сложности с информационным обеспечением, то есть взаимодействие между аптеками, чтобы четко представлять, как идет отпуск лекарственных препаратов, каких не хватает, чтобы своевременно отреагировать, куда и в каком количестве их необходимо доставить.

Но здесь еще один момент, на котором я бы хотела остановиться. Проблема обеспечения лекарственными препаратами – это проблема не только Департамента по здравоохранению. В первую очередь лечащий врач должен быть заинтересован вместе с главврачом поликлиники, больницы, к которой прикреплен пациент, чтобы пациент был своевременно обеспечен лекарственными препаратами. Они должны включиться в работу по тому, чтобы проинформировать пациента или проинформировать Департамент, что в аптечной сети, в аптеке на данной территории этот препарат отсутствует.

Я говорю это не голословно. Буквально перед эфиром из Дорогобужа, из Вязьмы позвонили – пожаловались на отсутствие инсулина. Инсулин есть у нас в Смоленске на складе, но ни главврач, ни руководитель аптеки не поставили своевременно в известность об этой проблеме. Больные сами позвонили, вот сейчас мы ее решаем.

Есть лекарства в регионе, но сегодня существует проблема с ответственностью и своевременными заявками на получение тех или иных препаратов. Конечно, еще федеральные деньги не поступили, поэтому у нас сейчас обеспечение лекарственными препаратами идет за счет тех закупок, которые были сделаны в конце 2012 года или за счет тех аукционов, которые прошли сейчас, в начале 2013 года, но препараты, жизненно необходимые онкобольным, больным сахарным диабетом, астмой – вот эти препараты отпускаются в первую очередь. И если есть очереди, то в течение одного-двух дней мы стараемся эту проблему закрыть.

Есть проблема – обращайтесь, пожалуйста, к главврачам ваших районных больниц, ваших поликлиник. Если она не решается, тогда выходите, пожалуйста, на Департамент. Мы стараемся сегодня максимально решить возникающие неудобства, но сказать, что проблемы нет, я не могу, но наличие лекарственных препаратов сегодня позволяет нам в недельный срок закрывать те вопросы, которые есть.

- Сельские жители обращаются к нам с вопросом, сохранятся ли ФАПы, будут ли строиться новые.

- Сегодня есть проблема с кадрами ФАПов, сегодня есть проблема с их обеспечением. Закрывать ФАПы мы не планируем, более того мы сегодня, чтобы своевременно обеспечивать медицинскую помощь на селе и лекарственными препаратами, прорабатываем вопросы выездных бригад, закупаются автомобили, техника, которая позволит на местах проводить обследование, необходимое сельским жителям.

Вернуться к списку

© Правительство Смоленской области

2025 | официальный сайт

Яндекс цитирования