• Главная
  • Новости
  • Лента новостей
  • Заседание постоянной рабочей группы Совета при полномочном представителе Президента РФ в ЦФО по социально-экономическому развитию
Заседание постоянной рабочей группы Совета при полномочном представителе Президента РФ в ЦФО по социально-экономическому развитию

Губернатор Алексей Островский принял участие в заседании постоянной рабочей группы Совета при полномочном представителе Президента РФ в ЦФО по социально-экономическому развитию, которое прошло в городе Курске и было посвящено вопросам приграничного сотрудничества регионов центральной России. Встреча состоялась в рамках Среднерусского экономического форума-2013.

«Эта тема чрезвычайно актуальна, поскольку затрагивает многие жизненно важные интересы наших государств, – подчеркнул, открывая заседание, полпред Президента Александр Беглов. Из 18 регионов ЦФО пять имеют общую границу с Украиной и Республикой Беларусь, общая протяженность которой с Белоруссией – 800 километров, с Украиной – почти 1300 километров. В приграничных районах трех государств проживают более 18 миллионов человек, которые имеют родственные, дружеские, коммерческие отношения.

Заседание постоянной рабочей группы Совета при полномочном представителе Президента РФ в ЦФО по социально-экономическому развитию

08 июля 2013

Губернатор Алексей Островский принял участие в заседании постоянной рабочей группы Совета при полномочном представителе Президента РФ в ЦФО по социально-экономическому развитию, которое прошло в городе Курске и было посвящено вопросам приграничного сотрудничества регионов центральной России. Встреча состоялась в рамках Среднерусского экономического форума-2013.

«Эта тема чрезвычайно актуальна, поскольку затрагивает многие жизненно важные интересы наших государств, – подчеркнул, открывая заседание, полпред Президента Александр Беглов. Из 18 регионов ЦФО пять имеют общую границу с Украиной и Республикой Беларусь, общая протяженность которой с Белоруссией – 800 километров, с Украиной – почти 1300 километров. В приграничных районах трех государств проживают более 18 миллионов человек, которые имеют родственные, дружеские, коммерческие отношения. На долю ЦФО приходится почти 50 процентов российского торгового оборота с Украиной и Белоруссией. Несмотря на непростую ситуацию в мировой экономике, объем товарооборота увеличился за последние годы на шесть процентов и составил в прошлом году более 400 миллиардов долларов США. «Формирование единого экономического пространства становится сегодня не просто актуальной потребностью, но и залогом устойчивости долгосрочного развития наших регионов, – констатировал полпред.–Тема приграничного сотрудничества возникла не в кабинетах чиновников, а из жизни. Вступление России в ВТО, вырабатывание новой платформы Таможенного союза, активное участие наших субъектов в деятельности еврорегионов – все эти обстоятельства стимулируют нас к активизации работы».  

В своем выступлении, посвященном вопросам развития транспортных коридоров в рамках приграничного сотрудничества на территории Смоленской области, Алексей Островский отметил, что наш регион исторически играет важнейшую роль в развитии российско-белорусских отношений. Смоленская область имеет самую протяженную, более 500 километров, границу с Республикой Беларусь, а географическое положение, в свою очередь, обусловило и социальную близость населения. Об этом ярко свидетельствуют давно сложившиеся тесные торговые и культурные связи между людьми, живущими по разные стороны границы, многочисленные российско-белорусские семьи. Да и само понятие «граница» между двумя странами носит достаточно условный характер.

Эффективно развиваются приграничные связи на муниципальном уровне: районы быстро реагируют на изменяющиеся экономические условия, на первый план в их работе выходят человеческие взаимоотношения, скрепленные прочными многолетними связями.

Помимо этого, Смоленская область играет значительную роль в развитии внешнеэкономических связей Российской Федерации со странами Восточной и Западной Европы. С Запада на Восток регион пересекает международный транспортный коридор Париж – Берлин – Москва – Нижний Новгород, а с Юга на Север – коридор вдоль западных границ Российской Федерации с выходом на порты Балтийского и Черного морей. В состав транспортного коридора Е-2 входят железнодорожное направление Москва – Минск – Варшава – Берлин и основная автомагистраль М-1 «Беларусь», проходящие по территории Смоленской области. Важнейшую роль играют федеральные автодороги А-141 Брянск – Смоленск – граница  Республики  Беларусь  и  А-101  Москва – Малоярославец – Рославль – граница Республики Беларусь.

На автомагистрали М-1 «Беларусь», проходящей по территории семи районов Смоленской области (с 154-го по 456-й км), насчитывается 189 объектов дорожного сервиса, но более половины из них не могут быть признаны применимыми для комфортабельного использования из-за несоблюдения санитарных норм, неудовлетворительного состояния местности, ограниченного диапазона услуг. Не развит должным образом дорожный сервис для грузового транспорта.

«Исправить ситуацию позволит создание на территории области первых в России  многофункциональных зон (МФЗ) дорожного сервиса, которые будут в первую очередь введены в эксплуатацию на трассе М-1 в районе границы с Республикой Беларусь. Они будут состоять из автозаправочной станции с раздельными линиями для легкового и грузового транспорта, станций техобслуживания с мойкой и шиномонтажом, стоянок для легковых, грузовых автомобилей и автобусов,  зон отдыха для водителей и пассажиров,  прачечных и душевых, магазинов, кафе-ресторанов, мотелей и павильонов розничной торговли. Благодаря этому российские и иностранные граждане смогут получить весь комплекс необходимых услуг»,- заявил Алексей Островский.

Всего на автодороге М-1 «Беларусь» в настоящее время создается восемь многофункциональных зон дорожного сервиса. Все желающие в соответствии с разработанной схемой смогут на конкурсной основе участвовать в размещении объектов на данной территории.

«Это очень важный аспект совместной работы всех уровней исполнительной власти, органов местного самоуправления и экономически активного населения.  Развитие придорожного сервиса с учетом включения в него субъектов малого и среднего бизнеса является приоритетным, и потенциал развития огромен. Трасса должна значительно обновиться и, по сути, являться продолжением европейских дорог»,- отметил глава региона.

Неоценима роль федеральных автодорог А-141 и А-101 для поддержания межличностных и международных отношений на постсоветском пространстве.

Главной инициативой администрации Смоленской области в настоящее время является модернизация автодороги А-141 Брянск – Смоленск – граница  Республики Беларусь. Данный маршрут позволяет обеспечивать транспортные связи между Северными, Западными и Южными регионами России в обход перегруженных автодорог Центрального федерального округа.

«Особую роль для региона играет региональная автомобильная дорога Ржев – Вязьма – Калуга, проходящая по территории Смоленской области, и которая фактически является частью международного транспортного коридора «Север – Юг». В связи с принятым решением о расширении границ Москвы, а также  учитывая сложившуюся конфигурацию федеральной автомобильной сети и сети автомобильных дорог субъектов Российской Федерации, представляется необходимым и экономически целесообразным осуществить ее передачу в собственность Российской Федерации с целью создания кольцевой федеральной сети в обход Московского транспортного кольца»,- констатировал Губернатор.

Кольцевая федеральная сеть позволит соединить федеральные автомобильные дороги М-3 «Украина», А-101, М-1 «Беларусь», М-9 «Балтика», М-10 «Россия» с выходом через Вязьму на Тверь и Ржев и обеспечить движение транзитного автотранспорта в обход Московского региона. Предложения Смоленской области по этому вопросу направлены в Министерство транспорта и Федеральное дорожное агентство.

По территории Смоленщины проходит основной поток международных перевозок грузов (более 30%). В связи с этим в 2009-2013 годах наблюдается активное развитие Смоленской таможни. Если в 2009 году ее сотрудниками производилось таможенное оформление 995 участников внешнеэкономической деятельности, то в 2012 году – 2731, то есть почти в 3 раза больше. Значительно возросли и объемы декларирования. В 2012 году оформлено около 160 тысяч деклараций на товары, что в три раза больше по сравнению с 2009 годом. Сумма таможенных платежей, перечисленных Смоленской таможней в доход федерального бюджета в 2012 году, составила около 90 миллиардов рублей и в 10 раз превысила сумму платежей, собранных в 2009 году.

 Общее количество автомобильных транспортных средств, ежесуточно пересекающих Смоленскую область в транзитных направлениях, составляет более 30 тысяч единиц. Интенсивность движения колеблется в пределах от 4 тысяч автомобилей по основным региональным дорогам до 16 тысяч по федеральной автомагистрали Москва-Минск.

За 5 месяцев 2013 года через стационарные пункты весового контроля и передвижные контрольные пункты прошло почти полмиллиона автотранспортных средств (рост на 21,6%). Управление государственного автодорожного надзора по Смоленской области проконтролировало 112 тысяч автомобилей, принадлежащих иностранным перевозчикам. Выявлено, что каждое пятое учтенное транспортное средство имело нарушение.

«Следует отметить, что в условиях образования Таможенного союза и переноса транспортного контроля с внутренней на внешнюю границу существенно снизилась его эффективность в отношении иностранных перевозчиков. По нашему мнению, упразднение четырех пунктов контроля на российско-белорусской границе на региональных дорогах открыло возможность бесконтрольного проезда иностранных автотранспортных средств на территорию РФ», обозначил проблему Алексей Островский.

Повышение штрафов для иностранцев за нарушения российской разрешительной системы, безусловно, является шагом в правильном направлении. Однако пока правоприменительная практика по этому направлению сформирована не в полном объеме. В соответствии с федеральным законодательством контроль возложен на таможенные органы, тем не менее в настоящее время на российско-белорусском участке границы отсутствуют данные структуры, и нарушители транспортного законодательства без оплаты покидают территорию России. На внешней границе Таможенного союза законодательство республики Беларусь не позволяет взимать штрафы, наложенные государственными органами Ространснадзора.

Также не урегулирован вопрос контроля оплаты за использование автомобильных дорог РФ иностранными перевозчиками при выезде из нашей страны. Данный контроль возложен на таможенные органы. С учетом накопленного опыта необходимо усовершенствовать механизм взимания таких штрафов.

В настоящее время многие пункты пропуска автомобилей не соответствуют возросшим объемам перевозок и нуждаются в реконструкции и модернизации.

«Серьезной проблемой для повышения эффективности международных перевозок являются высокий уровень порожних пробегов, в основном из-за сложившейся диспропорции в импортных и экспортных грузопотоках, что мы пока изменить не можем. Но резерв за счет увеличения доли охвата экспортной грузовой базы имеется значительный – ведь пока только 37% экспортных грузов вывозится отечественными перевозчиками. Только вдумайтесь, почти две трети производимой в стране экспортной продукции отдается на откуп иностранным операторам, притом что наш транспорт едет в Европу без грузов»,- отметил Губернатор.

Кроме того, в сфере пассажирских перевозок существует целый ряд проблем, решение которых целиком зависит от взаимодействия на уровне правительств двух стран.

Так, в мае этого года ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» проинформировало региональную администрацию о предстоящей отмене трех пар поездов «Смоленск - Орша», «Смоленск - Витебск» по причине отсутствия заказчика перевозок. В виду того, что эти поезда являются международными, администрация Смоленской области не могла включить их в договор и компенсировать возникающие убытки. Поскольку на межправительственном уровне данный вопрос не решен, во избежание социальной напряженности областные власти приняли предложение ОАО «ЦППК» об укорачивании маршрутов указанных поездов по приграничным станциям региона. По одной из них удалось решить вопрос о стыковке с белорусскими поездами. Теперь пассажиры могут доехать до Витебска, но с пересадкой, что создает определенные неудобства, а компенсировать убытки перевозчика приходится за счет средств областного бюджета.

По мнению администрации области, на межправительственном уровне необходимо решить проблему оформления заказа на осуществление пассажирских перевозок в пригородном сообщении железнодорожным транспортом по международным маршрутам и компенсации убытков, возникающих от перевозки пассажиров.

Вернуться к списку

© Правительство Смоленской области

2025 | официальный сайт

Яндекс цитирования