Глава региона в программе «Подумаем»

Губернатор Алексей Островский стал гостем авторской программы Оксаны Лаберко «Подумаем». В ходе беседы глава региона дал свою оценку наиболее важным и резонансным событиям уходящего года.

 Об итогах подготовки к юбилею города

 - Мне кажется, оценивать то, как был подготовлен город к юбилею, и как прошли праздничные мероприятия, нужно скорее не мне, а жителям нашего замечательного города. Не только города, но и области, потому что мы – областные власти – постарались сделать так, чтобы праздник затронул наибольшее количество смолян. Я знаю, что совершенно разные оценки есть у жителей города, у жителей области. Но доволен все-таки тем, что больше у людей позитива.

Глава региона в программе «Подумаем»

23 декабря 2013

Губернатор Алексей Островский стал гостем авторской программы Оксаны Лаберко «Подумаем». В ходе беседы глава региона дал свою оценку наиболее важным и резонансным событиям уходящего года.

 

Об итогах подготовки к юбилею города

 

 - Мне кажется, оценивать то, как был подготовлен город к юбилею, и как прошли праздничные мероприятия, нужно скорее не мне, а жителям нашего замечательного города. Не только города, но и области, потому что мы – областные власти – постарались сделать так, чтобы праздник затронул наибольшее количество смолян. Я знаю, что совершенно разные оценки есть у жителей города, у жителей области. Но доволен все-таки тем, что больше у людей позитива. Хотя, конечно, есть и критические замечания, и с ними, в том числе, нельзя не согласиться. Было очень сложно наверстать то упущенное, что делалось или не делалось до момента моего назначения исполняющим обязанности и вступления в должность Губернатора. Фактически новая администрация подключилась к реализации плана праздничных мероприятий на финальном этапе, за год до проведения юбилея, когда уже подрядчики все были определены, в том числе жуликоватые подрядчики, которых нам с трудом удалось выгнать из области, и, благодаря этому, достроить юбилейные объекты. Большинство денег было освоено. На часть праздничных мероприятий, например, на такую важную позицию, как ремонт фасадов, вообще не было выделено ни копейки ни в региональном бюджете, ни в федеральном бюджете. И только мы – новое руководство администрации Смоленской области – стали выбивать в федеральном центре эти деньги, и очень рады, что выбили. Не в том объеме, как хотелось бы, чтобы охватить большую часть города, но серьезные ресурсы, благодаря помощи федерального центра, нам удалось получить.

Мы, к сожалению, до сих пор еще по объективным и субъективным причинам не выполнили план в полном объеме. Мы ценою очень значительных усилий и ценою разрыва контракта с нерадивым подрядчиком достроили знаменитую нашу набережную. Мы достроили Культурно-выставочный центр, и я думаю, что жители города вправе им гордиться. Действительно очень приятный и хороший подарок для смолян. Но еще в планах у нас завершение строительства одного из самых масштабных объектов – физкультурно-оздоровительного комплекса на Черняховского. И мы планируем завершить в полном объеме и сдать этот объект для пользования горожанами к 1 июня 2014 года. Это уникальный комплекс для нашего города и области в целом. Мы планируем завершить так же к лету будущего года строительство зоопарка. Мы завершаем и закончим до нового года строительство конноспортивной базы. Поэтому тяжело, с большим трудом, но считаю, что план практически в полном объеме нам выполнить удалось.

Что касается празднования. С учетом того, что мы проводили праздник исключительно на средства регионального бюджета, на скудные средства, и Федерация не выделяла нам денег на это, считаю, что праздник получился хорошим. Мы смогли сделать много концертных площадок, мы смогли пригласить звезд общероссийского уровня, мы сделали так, что праздники прошли во всех муниципальных образованиях. В общем, с учетом того бюджета, который был у региона, на «четверку» оценить я не побоюсь. Но еще раз: оценивать людям.

 

О взаимоотношениях с муниципальными властями

 

- Ни в коей мере не приписывая себе лишних заслуг, я считаю, что та определенная стабильность, которая появилась в Смоленске и Смоленской области с момента формирования новой администрации, это очевидный плюс. Город не сотрясают скандалы, область не сотрясают скандалы. И мы работаем конструктивно с властями всех уровней. И я очень рад, что, наконец, в муниципальных образованиях есть понимание того, что нельзя не учитывать мнение администрации области и мнение Губернатора. И что у меня такие отношения складываются со всеми главами, когда они слышат то, что я им говорю, и это дает результат. Хотя опять, очень и очень далеко до идеального, до хорошего.

 

Об итогах выборов в Смоленскую областную Думу

 

- Первое. Что касается того, доволен ли я тем, как прошли выборы в очередной созыв Смоленской областной Думы. Должен быть доволен не я, должны быть довольны избиратели. Те, кто голосовал за те или иные политические силы. Я со своей стороны стараюсь обеспечивать максимальную прозрачность избирательного процесса. Эфир был открыт для всех, печатные площади тоже, возможность проводить агитацию была у всех, и в Смоленске мы видели пикеты по распространению литературы и «Единой Россией», и КПРФ, и «Справедливой Россией», и ЛДПР, и рядом других партий. То, что к финалу гонки пришли четыре парламентские партии, и они получили доверие избирателей, это подтверждает стабильность политической системы, подтверждает то, что и в Смоленской области люди доверяют тем политическим партиям, что и в рамках всей Федерации.

Что касается того, какое место должна была занять партия – это опять же прерогатива избирателей – я, несмотря на то, что являюсь членом ЛДПР и не собираюсь менять свою партийную принадлежность, не имею ни малейшего отношения к деятельности регионального отделения партии и к тому, с чем партия шла на выборы, как она проводила свою избирательную кампанию, и какой результат получила. И я, в отличие от моих оппонентов, совершенно не ретранслирую результат ЛДПР как в какой-то степени результат Островского.

Для меня есть только одна партия – это партия жителей Смоленской области. Кто-то из них голосует за «Единую Россию», кто-то за КПРФ, кто-то за ЛДПР, кто-то за другие партии. Поэтому я не хотел бы, чтобы меня ассоциировали с одной политической силой. Какой результат будет у той или иной политической партии, это нужно узнавать у ее федерального руководства и в данном случае у лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Я неоднократно подчеркивал, что я хотел бы обновления в «Единой России» в регионе как партии, которой я обязан своей должностью. Именно благодаря большинству «Единой России» в Смоленской областной Думе я получил право возглавить область. Я вижу это обновление. Я благодарен федеральному центру, что он обратил внимание на те не совсем хорошие процессы, которые были в старой «Единой России». Поэтому я доволен результатами «Единой России», ЛДПР и КПРФ. Фактически для меня выборы прошли успешно. Избиратель поддержал те политические силы, которые по моей инициативе вошли в коалиционную администрацию. Сейчас уже в коалиционную Думу. При этом избиратель полностью отверг партию демагогии, популизма, ту политическую партию, которая строила свою кампанию не на предложениях, не на программах, не на конкретных делах, не на том, что сделано для области, а на противопоставлении себя коалиции. Поэтому мне кажется, что выборы прошли с точки зрения избирателей хорошо. С точки зрения партий все партии хотели бы другого результата. И я думаю, даже победитель был бы рад, если бы получил еще больше процентов.

Что касается моего взаимодействия и моей работы с нынешним составом Смоленской областной Думы. Я с огромным уважением отношусь к выбору людей, я понимаю, что за меня пока в Смоленской области люди как за Губернатора еще не голосовали и не имели такой возможности. А за тех депутатов, которые работают в Смоленской областной Думе, уже голосовал в каждом конкретном случае какой-то конкретный избиратель. Поэтому я отношусь с уважением, с симпатией, и за эти месяцы сложился уже хороший конструктивный диалог. В чем-то я высказываю свое недовольство позицией депутатов по тем или иным вопросам, где-то они высказывают свои претензии к деятельности администрации. Это нормальный процесс. У нас нет того, чтобы я командовал ими или они в чем-то командовали мной, мы конструктивно приходим к диалогу. Нам главное - развивать область.

 

О депутатских фондах

 

- Я хотел бы обратить внимание, что за бюджет региона голосуют сами депутаты Смоленской областной Думы. Поэтому администрация области внесла проект бюджета, в котором не было заложено средств на, так называемые, депутатские фонды. Администрация мотивированно объяснила депутатам, почему не считает возможным в этой экономической ситуации сохранять эту строку. Плюс к этому администрация напомнила депутатам о позиции прокуратуры, которая считала, что данные депутатские фонды противоречат российскому законодательству. Об этом есть письмо у меня на рабочем столе, и об этом есть письмо от прокуратуры на столе председателя Смоленской областной Думы.  Депутаты не все были довольны, или, скажем, все не были довольны изначально, что теряют этот инструмент взаимодействия с избирателями. Но в рамках тех диалогов, той работы и конструктивной работы с депутатским корпусом, депутаты согласились с мнением администрации. И приняли тот бюджет, который мы внесли. При этом, безусловно, депутаты, как и ранее, будут иметь возможность оказывать помощь людям. Только не напрямую, подменяя собой исполнительную власть, а через  инструмент исполнительной власти.

Кто такой депутат в моем понимании, да и в понимании любого здравомыслящего человека? Депутат – это представитель интересов своих избирателей. Поэтому, когда те или иные избиратели обращаются к тому или иному депутату с просьбой решить ту или иную задачу, которая до сих пор не решена властями, депутат в праве требовать с исполнительной власти выполнение обязательств, которые лежат на плечах исполнительной власти: ремонт крыш, ремонт дорог, налаживание нормальной работы каких-то институтов власти, решение проблем с нормальным лечением людей и так далее и тому подобное. Все эти деньги в бюджете есть. Поэтому, как только будут поступать обращения, а у нас в рамках диалога администрации области, моего диалога с руководителями фракции  уже выработана позиция, что такая работа будет. Депутат будет обращаться во фракцию, фракция будет выходить с инициативой на администрацию области. Администрация области в рамках того скудного бюджета, который есть, будет изыскивать средства или стараться в большинстве случаев изыскивать средства и направлять их на помощь людям. Каждый должен заниматься своим делом. Депутаты должны представлять интересы людей и принимать законы, исполнительная власть должна делать то, что ей положено по распределению функций.

 

 

Об оптимизации структуры областной администрации

 

- Администрация области – это живой организм, как и любая другая структура, в которой работают люди с теми или иными функциями и задачами. Поэтому, проработав полтора года с тем составом администрации, который был сформирован, с теми заместителями, с теми начальниками департаментов, я увидел, что в чем-то нужны исправления, в чем-то нужна корректировка. И произвел ее. И при этом это не означает, что это финальная корректировка. Проработав какое-то время еще, и видя те или иные новые задачи, которые нужно решать, или видя, как уходят какие-то старые задачи, я, возможно, буду реформировать вновь и вновь администрацию. Ровно, как и Президент периодически меняет Правительство, Председатель Правительства меняет министров и так далее, и тому примеров очень много.

Что касается сокращения. Я уже много говорил по этому поводу. К моменту, когда я возглавил область, аппарат администрации области был безмерно раздут в рамках предшествующих администраций. Безмерно раздут даже по меркам субъектов, где больше людей. Но у нас меньше миллиона человек, к сожалению, и пока демографическая ситуация не вызывает оптимизма, а чиновников с каждым днем все больше и больше. Поэтому видя то, что чиновники дублируют функции друг друга, что чиновники, порою, просто занимают рабочие места без необходимого объема работы, я принял решение о поэтапном сокращении. Понимая, что за каждым чиновником, который подвергнется сокращению, стоят живые люди – члены его семьи, которых нужно кормить, лечить и так далее. Поэтому мы старались очень трепетно к этому подходить и очень внимательно, не так чтобы всех «под одну гребенку». Смотрели, где сколько можно сократить чиновников, подошли везде индивидуально. И общая цифра сокращения чуть более 600 человек из 2200 человек, которые были в администрации области к моменту моего назначения. Я считаю, что также должны делать в муниципальных образованиях и сокращать количество чиновников соизмеримо количеству населения. Еще раз говорю, у нас область значительно меньше, чем  многие другие субъекты ЦФО, а количество чиновников – значительно больше. А это огромные деньги, которые можно направить на решение тех задач, которые являются ключевыми: заработная плата, больницы, иные социальные вопросы.

 

О бюджетной политике и о льготах

 

- Бюджет сформирован в тяжелейших условиях в целом экономики Российской Федерации и экономики Смоленской области. При том, что в последние месяцы мы видим тенденцию к улучшению ситуации с бюджетом. И если еще 4-5 месяцев назад мы видели только 75 процентов собираемости налогов в сравнении с 2012 годом, то сейчас, на сегодняшний день, эта цифра составляет уже 86 процентов.

Мы сохранили все, все, я подчеркиваю, социальные обязательства и гарантии, которые ранее были даны людям. От одной социальной гарантии мы ушли, но она заменяется федеральными гарантиями: от прямой помощи на детей, которые не посещают детские сады, поскольку не имеют такой возможности. Но мы эти деньги направили на строительство детских садов. То есть, вместо того, чтобы каждый раз решать текущую проблему, мы хотим решить ее на перспективу, построив детские садики. И мы их построим. Что касается регионального материнского капитала, льгот ветеранам труда Смоленской области, и иных социально расходных обязательств, – все они сохранены в полном объеме. Мы, благодаря усилиям администрации области, получаем многомиллиардные бюджетные кредиты, и в этом году мы их получили в районе 7 миллиардов рублей. И на эти 7 миллиардов рублей мы производим замещение коммерческих кредитов, поскольку разрыв между процентной ставкой по бюджетному кредиту и коммерческому – очень велик. Поэтому постепенно стараемся выправлять ситуацию, но это мы не сделаем за один год, даже, может быть, за два-три года. И дай Бог, чтобы мы хотя бы существенно смогли это сделать в пятилетнем периоде. Слишком была запущена ситуация в экономике, слишком обременен был субъект долгами. Поэтому чуда не будет, но постепенная работа по выводу области из кризиса, из долговой ямы, проводится.

 

О ситуации со «Смоленским банком»

 

- В информационном сообщении Центрального Банка указываются причины, по которым была отозвана лицензия банка «Смоленский». Первое и самое главное - банк был не в состоянии удовлетворить запросы своих вкладчиков, то есть, возвращать им деньги. И это признается хозяевами и руководством банка. Только они умалчивают об очевидных причинах этого – почему они не смогли в определенный период выполнить свои обязательства. Опять же, в пресс-релизе Центрального Банка эти причины названы. Это незаконный вывод активов из банка. То есть, о чем идет речь: вкладчики - пожилые люди, студенты, бюджетники - несли свои средства в банк, который создал красивые вывески, на входе всем подавали кофе, и в этом смысле нельзя возразить, сервис был организован хорошо, только конечную цель этого сервиса мы все видим сейчас. Вкладчики несли свои сбережения, кто-то хотел купить квартиру, кто-то продал квартиру и хотел оставить деньги детям и так далее. Что делало с этими деньгами руководство банка, его собственники?

К краху «Смоленского банка» причастны и в нем виновны только, и исключительно, собственники банка «Смоленский» и банка «Аскольд», а также руководство этих банков. И об этом, очевидно, однозначно, черным по белому написано в информационном сообщении Центрального Банка, когда он отозвал лицензию у банка «Смоленский». Администрация области предпринимала колоссальные усилия, чтобы попытаться спасти «Смоленский банк», как и банк «Аскольд». На протяжении двух недель уговаривали руководство Центрального Банка ни в коем случае не отзывать лицензию, говоря об интересах вкладчиков, говоря о том, что мы, власть, не можем позволить бросить этих людей одних, на произвол судьбы, с потерянными вкладами.

Что такое «Смоленский банк»? «Смоленский банк» – это огромная сеть банковских офисов в городе Смоленске, но это не главный актив банка. То есть вот за этими красивыми вывесками, за этим хорошим сервисом, нельзя не отдать должное, создавался бренд, под который в Москве получались совершенно другие деньги. И если в «Смоленском банке» здесь, на смоленской земле, было собрано с вкладчиков 3 миллиарда 800 миллионов, то в Москве – порядка 11 миллиардов. И общая сумма превышает 14 миллиардов рублей. И если здесь, как я уже сказал, собирали деньги с малоимущих, которые несли последнее, с людей со средним достатком, и с небольшой части людей, которые имеют большие доходы, то там основные вкладчики – это люди с многомиллионными, многомиллиардными состояниями, которые вкладывали свои деньги в этот банк. Теперь немножко о том, что происходило в дни, когда банк рухнул. И это, я думаю, и уверен, будет особым предметом заинтересованности со стороны соответствующих правоохранительных структур.

В пятницу банк отказал вкладчикам здесь, на смоленской земле, в возможности получить свои деньги. И когда люди в холод, ночью, занимая очереди, пытались получить в банке свои вклады обратно, а на дверях висела табличка «закрыто», и людям говорилось, что вклады выдаваться не будут, потому что нет денег, в Москве из филиала было вывезено в неизвестном направлении без разрешения ЦБ, что противозаконно, в районе полутора миллиардов рублей субординированных кредитов. И это особый предмет компетенции правоохранителей.

Но здесь-то люди, несчастные люди. Я безумно сопереживал им. Я рассказывал руководителям ЦБ, в красках описывая, что здесь происходит, для того, чтобы их подвигнуть к возможной санации. И в первые дни руководство Центрального банка хотело предпринять усилия, чтобы санировать этот банк. Но сначала они увидели колоссальную дыру спрятанных денег, вывезенных активов в неизвестном направлении. А потом они вообще увидели, что когда вкладчики стоят в очередях, не могут получить свои деньги, в Москве основным владельцем и руководством банка более миллиарда рублей вывезено без разрешения ЦБ в неизвестном направлении. Тогда было принято то решение, которое принято.

При этом немножко о позитивном. Всего, как я уже сказал, в Смоленске с жителей области было собрано в виде вкладов 3 миллиарда 800 миллионов рублей – это 35 тысяч 500 вкладчиков. Я могу озвучить позицию, которую до меня донесли руководители управления ЦБ по Смоленской области, и она не может не радовать меня как Губернатора: из 100% вкладчиков, которые здесь сейчас находятся в очень тяжелом положении и нервничают по поводу своих денег, 98% людей в полном объеме вернут свои вклады. Из 35 тысяч 500 людей у 35 тысяч вклады не превышали 700 тысяч рублей, и в рамках тех действий, которые будут совершены Агентством по страхованию вкладов, 35 тысяч людей в полном объеме получат свои деньги. Это порядка 3 миллиардов 200 миллионов рублей. Около 500 человек, которые имели вклады больше, своих средств, к сожалению, к огромному сожалению, не получат. Ровно как предприниматели, скорее всего, не смогут в полном объеме или хотя бы частично получить свои средства, которые были на обслуживании в этом банке.

Сейчас начинает работу Агентство по страхованию вкладов, будут реализовываться активы, и юрлица в порядке очереди, которая обусловлена моментом начала отношений с банком, будут пытаться получить хоть какую-то часть своих денег. Поэтому, резюмируя ответ на ваш вопрос, Оксана Сергеевна: кроме учредителей банка, никто не виновен в крахе банка «Смоленский». Но я надеюсь, что эти люди ответят перед государством, перед законом соответствующим образом.

 

 

 

О выборах Губернатора

 

- Я не боюсь прямых всенародных выборов. Более того, еще когда не было принято решение о том, что будут прямые всенародные выборы, я открыто говорил, что я только за то, чтобы люди прямым голосованием на избирательных участках выбирали для себя власть, выбирали, в том числе, для себя губернатора.

Что касается выборов досрочных. Я не планирую идти на досрочные выборы. И если ранее меня ваш коллега по цеху спрашивал, не думаю ли я об этом, и не исключаю ли я такой возможности, я, безусловно, об этом думаю, хотя думаю об этом в последнюю очередь: у меня очень много ежедневно тех проблем, стоящих перед регионом, перед Администрацией области, передо мной и в экономике, и в социальной сфере, о которых мне нужно думать с утра до вечера. Поэтому в самую последнюю очередь я, безусловно, думаю, в том числе, и об этом. И, конечно, я не исключаю этой возможности. Но это не значит, что я думаю, принял решение и собираюсь идти. Я, как и вы, не вижу в этом никакого смысла.

Сформирована администрация, через депутатский корпус, который представляет интересы людей, я получил доверие людей, пускай и опосредованно. Я получил доверие Президента. Хотя еще раз говорю: когда придет время и будут выборы, и будут ли они в рамках того периода, когда они должны пройти, или будут ли они досрочные, я на них пойду. И я хочу, чтобы люди голосованием на участках выразили свое отношение к моей работе на протяжении нескольких лет.

Что касается конкурентов. Конечно, конкуренты есть. Придет время, будут выборы, посмотрим, кто будут конкуренты, с чем они придут на выборы, с чем я приду как кандидат в Губернаторы. А люди будут решать и оценивать. Люди у нас умные. Они все меньше и меньше верят в демагогию, в популизм, в грязь и склоки. Это они продемонстрировали на выборах восьмого сентября в Смоленскую областную Думу.

Вернуться к списку

© Правительство Смоленской области

2025 | официальный сайт

Яндекс цитирования