- Главная
- Новости
- Лента новостей
- Интервью Губернатора газете «Велижская новь»
Спустя несколько дней после своего рабочего визита в Велиж, Алексей Островский дал интервью главному редактору газеты «Велижская новь» Галине Валиковой.
– Алексей Владимирович, Вы впервые побывали в Велиже?
– Как губернатор – да. Как депутат Государственной Думы ранее дважды бывал в Велиже, но это было в 2004-2006 годах.
– Поделитесь своими впечатлениями.
– У меня есть определенный опыт работы на территории разных субъектов как у депутата Государственной Думы, и я могу сказать, что люди, живущие даже в соседних регионах, не говоря уже о разных концах нашей страны, значительно отличаются. Я курировал как депутат Госдумы Смоленскую область и в большей степени работал на её территории, также курировал Брянскую и Калужскую области. Из личного опыта скажу, что смоляне, калужане и жители Брянской области – это совершенно разные люди. В рамках области не могу сказать, что между жителями районов есть какие-либо различия, если только между теми, кто живет в городе и в районе, как, впрочем, везде.
Смоляне – это очень добрые и положительно, позитивно настроенные люди. Хотя нельзя не сказать о том, что времена, когда территория Смоленской области была зоной военных сражений, зоной потрясений, когда смоляне переживали боль, страдания, горе, смерть, сказались и на нынешнем поколении. Смоляне – добрые, открытые люди, но с определенной настороженностью, их этому научила жизнь. В этом смысле, велижане ничем не отличаются от остальных жителей Смоленской области. Может быть, поскольку в городе нет большой экономики из-за отсутствия газификации, они, несколько инертны. Но я уверен, что газификация области, которую сейчас проводит Администрация региона совместно с «Газпромом», и непосредственно газификация Велижского района дадут району новые перспективы, и будущие поколения велижан будут еще более активны.
– Алексей Владимирович, будучи в Велиже, Вы лично пообщались не только с районным руководством, но и главами сельских поселений. Как Вы оцениваете их настрой и работу в целом?
– Если в первом вопросе я сказал, что между районами нет особой разницы, имею в виду ментальность людей, то в смысле взаимодействия руководства района и глав сельских поселений от района к району ситуация разная. И в Велиже она позитивная. Нет конфронтации, нет прямого противоборства, есть понимание. И я как губернатор удовлетворен взаимодействием между главами в районе Виктором Ларченковым и Виктором Самулеевым с одной стороны и с главами поселений с другой стороны. Я надеюсь, что с газификацией района жизнь станет совершенно иной, оно еще больше укрепит это взаимодействие.
Отрадно, что в Велижском районе есть главы поселений, которые самостоятельно активно привлекают к себе инвесторов. Так, в частности, в Селезневском сельском поселении очень активная глава. В другие поселения руководство района старается что-то привнести, этим я удовлетворен.
Но, главное, чтобы их работой были бы удовлетворены жители района и поселений. Я понимаю, что люди всегда недовольны любой властью, это факт. Как бы ни жили люди, даже если они живут хорошо или очень хорошо, всегда будут какие-то недостатки, чем они будут недовольны. А учитывая, что смоляне живут в тяжелейших условиях, в том числе и велижане, я уверен, что они недовольны властью гораздо сильней, чем например, в том же городе Смоленске.
– Да, это наша реальность, наша беда. Велижский район – высоко дотационный и оказать помощь поселениям в решении их глобальных вопросов он самостоятельно не может. В таких случаях районное руководство выходит на уровень области.
– Будучи в Велиже, я обозначил, что главы поселений должны выходить на областную Администрацию только через район, потому что для меня ответственность за район, в том числе и за все поселения, несут главы района, как перед Президентом за область отвечаю я. При этом повторюсь, что если существует прямой конфликт или прямое недопонимание между главами поселений и главами района, я всегда жду сигналов здесь в Администрации, в Департаменте местного самоуправления для того, чтобы помочь найти компромисс и совместно решить проблему.
– Продолжая тему газификации Велижского района, хотелось бы конкретизировать сроки прихода газа в Велиж, насколько это можно делать сейчас.
- В соответствии с Генеральной схемой газоснабжения и газификации Смоленской области источником газоснабжения Велижского района является проектируемый газопровод-отвод от поселка Ольша до деревни Никитино Демидовского района, протяженностью 62 километра и ГРС Никитино. В настоящее время проект по объекту «Газопровод-отвод к дер. Никитино Демидовского района Смоленской области» разработан и прошел первичную ведомственную экспертизу в ОАО «Газпром». По информации разработчика ориентировочный срок завершения процедур согласования проектно-сметной документации при условии получения положительного заключения главной государственной экспертизы июнь-июль 2014 года.
Решение о финансировании и начале строительства газопровода-отвода до деревни Никитино и ГРС «Никитино», а также межпоселкового газопровода высокого давления до города Велижа принимается руководством ОАО «Газпром» после завершения проектно-изыскательских работ и прохождения проектно-сметной документацией государственной экспертизы. В соответствии с Программой развития газоснабжения и газификации Смоленской области сроки завершения строительно-монтажных работ по указанным газопроводам – 2015 год.
– Алексей Владимирович, говоря о новой строящейся школе, Вы подчеркнули неэффективное вложение средств. А что Вы думаете о Доме ребенка «Милосердие»? Будет ли он профинансирован до конца в этом году, когда ожидается ввод в строй этого учреждения и не изменится ли его профиль?
– В настоящее время основная задача по содержанию и реабилитации детей-сирот возложена на два учреждения: «Специализированный дом ребенка «Красный бор» и «Ярцевский специализированный дом ребенка «Солнышко», в которых, на сегодняшний день, находится 123 ребенка, из них 26 детей-инвалидов, нуждающихся в особом уходе и проведении реабилитационных мероприятий в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации.
Однако, площади, которыми располагают эти учреждения, не позволяют в полной мере соблюдать требования санитарного законодательства, а также исключают возможность размещения необходимого медицинского оборудования для улучшения качества проведения реабилитационных мероприятий детям с неврологическими нарушениями. В связи с этим было принято решение об открытии Дома ребенка «Милосердие» на территории Велижского района для детей-инвалидов.
Основными функциями учреждения предусмотрено осуществление комплекса реабилитационных мероприятий, включающих в себя медико-педагогическую и психологическую реабилитацию воспитанников с поражением центральной нервной системы, нацеленных на повышение их социальной адаптации, оказание специализированной помощи.
В настоящее время строительные работы на объекте завершены (проведена реконструкция согласно утвержденному проекту), поставляется технологическое оборудование, компьютерная техника и мебель.
С учетом требований санитарного законодательства, в учреждении разместятся 30 коечных мест.
Ожидается, что в первом квартале 2014 года будет получено разрешение на ввод учреждения в эксплуатацию, после получения санитарно-эпидемиологического заключения Дом ребенка «Милосердие» откроется и примет первых пациентов.
– Алексей Владимирович, грядет укрупнение сельских поселений. Как Вы относитесь к этому процессу?
– Укрупнение сельских поселений – это вынужденная и непопулярная мера. В первую очередь, укрупнение поселений – это ответ на крайне тяжелую демографию, которую мы стараемся выправлять. И уже есть определенные позитивные результаты: рождаемость увеличивается, смертности стало меньше, хотя ситуация еще очень далека от идеальной. В ряде поселений остаются единицы людей, и это люди пожилого возраста, соответственно власть для таких поселений взять негде. Там зачастую приходится идти на укрупнение. Отсутствие людей в деревнях – это первая причина укрупнения. Вторая – безусловно, экономия бюджетных средств на чиновничьем аппарате. Но я никогда не позволю грести всех под одну гребенку. В каждом отдельном случае надо смотреть индивидуально. Может быть, где-то есть поселения с небольшим количеством людей, но это не значит, что их необходимо объединять. Если там есть предприятия, экономика – это одно, если нет ничего – это другое.
– Не случится ли аналогичное и с муниципальными районами?
– Как у любой медали, есть две стороны у этого вопроса. С одной стороны, есть мотивация подтолкнуть Администрацию области к такому решению. Например, очень маленький Угранский район, находящийся на отшибе области, по логике имеет смысл объединить с Темкинским районом или привязать к Вяземскому району, исходя из той же мотивации, что я говорил о поселениях. Но при этом, у каждого района есть своя история. И если говорить о самосознании, то есть не только национальное самосознание в рамках Российской Федерации, но есть и территориальное самосознание в рамках регионов и на территории каждого субъекта области. Имеет место мотивация к тому, чтобы оставаться в сложившихся исторических рамках.
Если такой вопрос когда-то и встанет, то решение будет приниматься самими жителями и только в условиях проведения референдума. А на референдум нужны деньги. Поэтому прежде чем проводить его, нужно посмотреть, что больше даст людям: может быть не проводить референдум и на эти деньги сделать что-нибудь для района, или провести референдум, объединить районы, если жители поддержат, а потом вложенные деньги вернуть сторицей в этот же район уже в условиях объединения. Но, подчеркиваю, без учета мнения людей, такие вопросы не решаются.
– Алексей Владимирович, поговорим о самом больном – о состоянии дорог. Имею в виду улично-дорожную сеть. Как на Ваш взгляд можно решить проблему дорог местного значения в нашем городе, ведь из них 80% подлежат капитальному ремонту? Ежегодно на эти цели выделяется мизерное количество средств, а ремонту подлежат десятки километров уличной сети.
– Начиная с 2014 года в соответствии с изменениями, внесенными в статью 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, муниципальным образованиям Смоленской области на дорожную деятельность будут производиться отчисления из бюджета Смоленской области в соответствии с дифференцированными нормативами отчислений в местные бюджеты от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации. Данные отчисления должны улучшить сложившуюся ситуацию с автомобильными дорогами местного значения.
Дифференцированные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований Смоленской области установлены постановлением Администрации Смоленской области от 19.11.2013 № 913. Так, на 2014 год предусмотрены следующие отчисления: Велижский муниципальный район – 6 587 917 рублей (МО «Велижский район» – 243 153 рублей; Велижское городское поселение – 6 344 764 рублей). Для сравнения, в прошлом году Велижскому району было выделено 1 003 000 рублей.
В то же время, по ряду причин, требующих анализа со стороны руководства района, сельские поселения района не предоставляют формы отчетности «Сведения об автомобильных дорогах общего пользования местного значения и сооружениях на них», а значит, не могут рассчитывать на получение субсидий.
– Алексей Владимирович, вопрос из социальной сферы. В Велижском районе функционирует филиал Демидовского аграрно-технологического техникума. Какова его судьба в свете недостатка бюджетных средств и оптимизации сферы?
– В соответствии с законодательством в полномочия Администрации Смоленской области входит установление порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации областной государственной образовательной организации.
Исходя из этого принято постановление Администрации Смоленской области от 31.12.2013 № 1183 «Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации областной государственной и муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), и Порядка создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации областной государственной и муниципальной образовательной организации и подготовки ею заключений».
В соответствии с ним вопрос о работе филиала Демидовского аграрно-технологического техникума может быть рассмотрен на комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации областной образовательной организации.
Насколько мне известно, Велижский филиал СОГБОУ СПО «Демидовский аграрно-технологический техникум» осуществляет подготовку по профессиям: «тракторист», «повар, кондитер», «швея», «водитель категории «В». По состоянию на начало этого года за счет средств областного бюджета обучается 85 человек, на платных курсах по подготовке водителей категории «В» – 15 человек. Филиал имеет достаточную материальную базу для подготовки кадров по рабочим профессиям, общежитие для проживания обучающихся. В соответствии со штатным расписанием в Филиале работает 39 человек. Из них – 19 педагогов. В рамках мер по оптимизации расходов на содержание учреждения, принятых Демидовским аграрно-технологическим техникумом в целях сохранения Филиала, до первого июня текущего года планируется сокращение восьми ставок. Профильные органы к решению этого вопроса будут подходить максимально деликатно и взвешенно.
– Алексей Владимирович, еще одна больная тема. В нашем городе есть муниципальное транспортное предприятие. Автопарк предприятия, мягко говоря, в плачевном состоянии. Хотя за последние несколько лет предпринимались различные шаги по его улучшению. Приобреталась б/ушная техника, ремонтировалась собственными силами и шла в рейс. Два года назад за счет средств резервного фонда Администрации области был приобретен новый автобус.
На сегодня в МАТП имеются 6 автобусов, и только один из них с двухлетним сроком службы, остальные отработали 7, 10, 14 лет, некоторые имеют 100% амортизацию. Понятно, что их состояние крайне неудовлетворительное. Ни о каком комфорте для пассажиров говорить не приходится. Зима к тому же добавляет проблем, в автобусах очень холодно.
Помимо этого, старая техника приносит постоянные убытки предприятию. Карбюраторные автобусы (их 3) – нерентабельны. Но МАТП – предприятие не коммерческое, а социально значимое. Нерентабельные рейсы не снимаются, так как люди в них нуждаются.
Приходится искать иные пути заработка. Так, особенно в летний период, МАТП оказывает услуги по доставке паломников по святым местам, обслуживает экскурсионные маршруты, оказывает услуги по грузоперевозкам. Одним словом, не живёт по принципу протянутой руки.
У директора предприятия есть хорошие задумки, которые, пока, остаются мечтой. Первая – приобрести комфортный современный автобус КВЗ на 35 посадочных мест, стоимость такого автобуса – порядка 3,5 миллионов. Вторая – приобрести мини автобус на 16 мест, его стоимость – 1,6 миллионов. Большой комфортный автобус обслуживал бы рейсы со 100% наполняемостью пассажирами, а маленький – рейсы с небольшим пассажиропотоком. При этом и пассажиры бы были удовлетворены, и предприятие не наращивало бы убытки, появлялись бы средства на развитие.
Мини автобус решил бы проблему возобновления рейсов в Рудню. Потребность в нем есть – налоговая, БТИ, регпалата, роддом и ряд других учреждений находятся именно там, а возможность добраться общественным транспортом отсутствует.
Одним словом, автопарк нуждается в современной комфортабельной технике.
Собственных средств на реализацию этих задумок у предприятия, да и у района, нет. Алексей Владимирович, есть ли у нашего предприятия шансы получить средства из резервного фонда, ведь областных программ по приобретению автобусов на условиях софинансирования теперь нет?
– Я знаю эту ситуацию и по вашему району, и по другим районам. В Смоленской области, как и в целом по России, сложилась сложная ситуация с обеспеченностью пассажирских транспортных предприятий подвижным составом. Автотранспорт имеет высокую степень износа. Вопрос приобретения новых автобусов для перевозчиков области требует комплексного решения.
Администрация Смоленской области неоднократно обращалась и будет обращаться в Правительство Российской Федерации с предложением о разработке федеральной программы по приобретению подвижного состава на условиях софинансирования за счет средств федерального и регионального бюджетов. Но если Федерация не поможет, сами мы эту проблему в ближайшие годы, пока не поднимется экономика, не сможем решить.
В свою очередь, руководители должны разрабатывать и выполнять мероприятия по финансовому оздоровлению предприятий, в том числе, путем приобретения новых автобусов за счет амортизационных отчислений, кредитных ресурсов и лизинговым схем.
Муниципальному образованию предлагаю рассмотреть возможность обращения за получением бюджетного кредита для приобретения нового автобуса для МАТП.
Вместе с тем я дам поручение Яковлеву Геннадию Владимировичу (на момент интервью и.о. начальника Департамент Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству – прим.) посмотреть на Велиж отдельно с точки зрения распределения денежных средств. Не факт, что мы сразу сможем решить этот вопрос, но хотя бы начнем двигаться к его решению, если не в этом году, то в следующем.
Не откладывая дело в долгий ящик, Алексей Владимирович сделал звонок: «Геннадий Владимирович, пометьте на карандаш и изучите вопрос по Велижу. Там сложилась тяжелая ситуация по МАТП, по количеству автобусов, по их состоянию, по возрасту. Это район удаленный, с автобусным сообщением. Надо посмотреть наши возможности по этому году для приобретения как минимум одного автобуса, а лучше двух. Внимательно изучите ситуацию, свяжитесь с главой Администрации района, автохозяйством. Я жду от вас доклад, когда изучите вопрос».
Будем надеяться, что что-то решим.
– Алексей Владимирович, я доведу вашу позицию по всем выше обозначенным вопросам до велижан, и спасибо за беседу.