Заседание регионального Совета по проблемам инвалидов

Под председательством заместителя Губернатора Ольги Окуневой состоялось заседание регионального Совета по проблемам инвалидов и граждан пожилого возраста, на котором рассматривался вопрос создания на территории Смоленской области условий для инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

По состоянию на 1 марта на территории Смоленщины проживали более 90 тысяч инвалидов, из них 2650 – дети. И вопрос интеграции детей-инвалидов, имеющих аутизм, умственную отсталость, детский церебральный паралич, эпилепсию, генетические нарушения, в общество путем социализации их в дошкольных и общеобразовательных учреждениях стоит достаточно остро.

Заседание регионального Совета по проблемам инвалидов

31 марта 2014

Под председательством заместителя Губернатора Ольги Окуневой состоялось заседание регионального Совета по проблемам инвалидов и граждан пожилого возраста, на котором рассматривался вопрос создания на территории Смоленской области условий для инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

По состоянию на 1 марта на территории Смоленщины проживали более 90 тысяч инвалидов, из них 2650 – дети. И вопрос интеграции детей-инвалидов, имеющих аутизм, умственную отсталость, детский церебральный паралич, эпилепсию, генетические нарушения, в общество путем социализации их в дошкольных и общеобразовательных учреждениях стоит достаточно остро.

С основным докладом выступила начальник Департамента по образованию, науке и делам молодежи Людмила Иваниченко. Она отметила, что Смоленская область с 2011 года участвует в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

К моменту вступления в указанную Программу, 14 муниципальных общеобразовательных школ уже были оборудованы для обеспечения совместного обучения инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. В 2011 году соответствующие условия были созданы в 10 школах, в 2013 году – в пяти учебных заведениях.

В настоящее время в 29 школах Смоленщины обеспечивается совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, что составляет 7,4% от общего количества школ, при плановом показателе 6,8%. В 2014 году запланированы к переоборудованию еще 23 школы. Таким образом, общее количество школ, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в этом году составит 52 или 12,8%. В ходе заседания обращалось внимание на совместное решение такого проблемного вопроса, как профессиональная и психологическая подготовленность школьных педагогов к работе с детьми с особенностями развития. Важно отметить, что более 70% детей с особенностями развития рекомендовано обучаться в обычных общеобразовательных школах.

Также на территории Смоленской области функционирует 10 специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов, в которых проходят обучение дети с ограниченными возможностями здоровья.

В системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья в текущем учебном году планируется реорганизация областного государственного бюджетного образовательного учреждения «Рославльская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II, V видов» в «Рославльский центр дифференцированного обучения». В 2013 году учреждение открыло на своей базе обучение по программам V вида (оказание услуг детям с грубыми нарушениями речи). Также в 2013 году на базе областного государственного бюджетного образовательного учреждения «Центр психолого-медико-социального сопровождения» открылся отдел Лекотеки, где получают квалифицированную помощь дети-инвалиды с болезнью Дауна, с ранним детским аутизмом.

В рамках реализации программы «Доступная среда» на базе областного государственного бюджетного образовательного учреждения «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» обучаются дети-инвалиды с болезнью Дауна, с ранним детским аутизмом.

На сегодняшний день в СОГБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» получают помощь специалистов 38 детей, имеющих нарушения развития. В рамках программы «Доступная среда» его специалисты консультируют родителей (законных представителей) детей, имеющих нарушения развития, по проблемам воспитания, обучения, развития и адаптации в обществе, проводят психокоррекционные и логопедические занятия с детьми, по психологическому просвещению родителей, профилактике семейных конфликтов и т.д. Особое внимание сотрудники Центра уделяют проведению мероприятий, направленных на повышение уровня социализации детей, имеющих нарушения развития, сплочение и расширение воспитательно-образовательного пространства семьи. Также Центр осуществляет домашнее консультирование детей, нуждающихся в помощи специалистов по плану индивидуальной работы или по запросам родителей (законных представителей).

По программе «Доступная среда» в Смоленской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе I и II видов оборудованы пандус, туалетные комнаты, лестничные марши со специальными поручнями, расширены дверные проемы, есть гусеничный подъемник для детей-инвалидов-колясочников. Кроме того на базе школы создан и работает Центр дистанционного обучения детей-инвалидов для 225 ребят. В рамках реализации указанной программы в 2014 году планируется обеспечить использование дистанционных технологий в обучении глухих и слабослышащих детей.

Далее с содокладом выступила начальник Департамента по социальному развитию Юлия Новикова, отметившая результативное сотрудничество со Смоленской областной общественной организацией детей-инвалидов и их родителей «Дети - Ангелы». Во всех мероприятиях для детей-инвалидов, проводимых Департаментом, эта общественная организация принимает активное участие. Организация обучения детей-инвалидов – один из важных вопросов, которым занимается Департамент, в том числе, в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Вишенки», где в сентябре этого года планируется открыть отделение организации образовательной деятельности детей и подростков с ограниченными возможностями. Аналогичная работа ведется в Ново-Никольском детском доме-интернате.

Обращаясь к участникам заседания Совета, Ольга Окунева отметила: «Взаимодействовать надо максимально. Когда мы определяем, в каких школах муниципальных образований мы будем реализовывать программу по инклюзивному обучению детей, необходимо учитывать место жительство наибольшего количества детей с особенностями развития, которым рекомендовано обучение в школах. Места для обучения должны быть созданы там, где они более всего необходимы».

Также в ходе заседания обсуждалась организация работы по паспортизации объектов социальной инфраструктуры на территории региона. В соответствии с распоряжением Администрации области, подписанным Губернатором Алексеем Островским, органы исполнительной власти области должны в максимально сжатые сроки провести паспортизацию объектов социальной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности Смоленской области. Нужно выявить все объекты, которые не могут посещать люди с ограниченными возможностями, и оборудовать их соответствующими поручнями, пандусами. Следует учитывать, что в категорию людей, которые нуждаются в доступной среде, может попасть человек не только с инвалидностью. Есть и другие маломобильные группы населения: пожилые граждане, родители с детскими колясками, граждане, получившие временную нетрудоспособность в связи с болезнью.

Электронный реестр объектов социальной инфраструктуры включает 277 объектов, находящихся в областной государственной собственности, из них: 71 объект сферы здравоохранения, 67 – сферы образования, 61 – социальной защиты, 3 – спорта, 47 – культуры, 28 объектов сферы занятости населения.

Департаментом Смоленской области по социальному развитию разработана программа по составлению электронного реестра объектов социальной инфраструктуры. В настоящее время уже паспортизировано 108 из них, составлено 125 паспортов, что составляет 39% от общего количества объектов, внесенных в реестр. Департамент взял на себя повышенные обязательства, планируя закончить паспортизацию до 30 июня 2014 года. С 2015 года Департамент будет осуществлять полномочия по контролю соблюдения требований законодательства к объектам социальной инфраструктуры с составлением соответствующих административных протоколов.

В целом, в соответствии с распоряжением региональной Администрации, паспортизацию объектов, находящихся в областной собственности, предполагается завершить к 31 декабрю 2014 года. Ольга Окунева потребовала активизировать эту социально значимую работу.

Отдельным вопросом повестки дня стала организация процесса создания доступной среды на территории Гагаринского и Вяземского районов. Основные проблемные вопросы в области создания доступной среды, которые необходимо решать в муниципалитетах всеми сторонами социального партнерства: приобретение специального транспорта для доставки детей-колясочников в общеобразовательные учреждения, оборудование светофоров звуковыми сигналами, обеспечение доступности транспорта и транспортной инфраструктуры для инвалидов, обустройство пандусами и подъёмниками социально значимых объектов города.

 

Видеосюжет

Вернуться к списку

© Правительство Смоленской области

2025 | официальный сайт

Яндекс цитирования